Случай №10 - Содействие Уполномоченного в изменении статуса военнослужащего, находящегося в украинском плену
К. (супруга участника СВО) обратилась к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия в 2024 году в связи с тем, что: «Муж продолжительное время не выходит на связь». Заявительница приложила к обращению скриншоты с одного из сайтов, на котором (по её мнению) помещено фото её мужа и содержится надпись, что он находится в плену.
В ходе рассмотрения обращения Уполномоченным были направлены запросы: в Министерство обороны Российской Федерации, Военную прокуратуру Российской Федерации, в Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.
Из вышеуказанных структур в адрес Уполномоченного поступили ответы, в которых указывалось, что супруг заявительницы действительно находится в плену.
При этом в июле 2024 года заявительница получила извещение за подписью Военного комиссара о том, что ее муж пропал без вести летом 2023 года. Возникла ситуация, когда информация, поступившая от командира воинской части, противоречит информации, поступившей из федеральных структур. Командование N-ской воинской части обратилось в О-ий районный суд Р-й области с заявлением о признании военнослужащего К. безвестно отсутствующим. Заявление было удовлетворено судом, и К. был признан безвестно отсутствующим (решение принято 28.10.2024 г., вступило в силу 06.12.2024 г.).
Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия по данной информации была инициирована прокурорская проверка, в результате которой было установлено, что супруг заявительницы К. действительно находится в украинском плену (ответ получен 14.03.2025 г.). На повторный запрос Уполномоченного 22.05.2025 г. поступил ответ, подтверждающий данную информацию.
М. обратилась к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия. Обращение было принято в работу. В ходе проведенной проверки было установлено, что М. в составе группы военнослужащих действительно убыл на боевое задание. Командир воинской части без должной проверки включил нго в списки лиц, самовольно оставивших воинскую часть, как следствие, супруга М. К. – утратила право на получение причитающихся ей выплат (как супруге пропавшего без вести военнослужащего).
Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия в воинской части была инициирована прокурорская проверка, в результате которой установлено, что по факту невозвращения в воинскую часть военнослужащих, убывших на боевое задание, надлежащие проверки не проводились, поиски бойцов надлежащим образом организованы не были.
В итоге пропавший военнослужащий К. был признан пропавшим без вести, его супруге М. выплачиваются причитающиеся выплаты. Соответствующим подразделением военной полиции ведется поиск пропавшего без вести военнослужащего.
В ходе рассмотрения обращения Уполномоченным были направлены запросы: в Министерство обороны Российской Федерации, Военную прокуратуру Российской Федерации, в Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.
Из вышеуказанных структур в адрес Уполномоченного поступили ответы, в которых указывалось, что супруг заявительницы действительно находится в плену.
При этом в июле 2024 года заявительница получила извещение за подписью Военного комиссара о том, что ее муж пропал без вести летом 2023 года. Возникла ситуация, когда информация, поступившая от командира воинской части, противоречит информации, поступившей из федеральных структур. Командование N-ской воинской части обратилось в О-ий районный суд Р-й области с заявлением о признании военнослужащего К. безвестно отсутствующим. Заявление было удовлетворено судом, и К. был признан безвестно отсутствующим (решение принято 28.10.2024 г., вступило в силу 06.12.2024 г.).
Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия по данной информации была инициирована прокурорская проверка, в результате которой было установлено, что супруг заявительницы К. действительно находится в украинском плену (ответ получен 14.03.2025 г.). На повторный запрос Уполномоченного 22.05.2025 г. поступил ответ, подтверждающий данную информацию.
М. обратилась к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия. Обращение было принято в работу. В ходе проведенной проверки было установлено, что М. в составе группы военнослужащих действительно убыл на боевое задание. Командир воинской части без должной проверки включил нго в списки лиц, самовольно оставивших воинскую часть, как следствие, супруга М. К. – утратила право на получение причитающихся ей выплат (как супруге пропавшего без вести военнослужащего).
Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия в воинской части была инициирована прокурорская проверка, в результате которой установлено, что по факту невозвращения в воинскую часть военнослужащих, убывших на боевое задание, надлежащие проверки не проводились, поиски бойцов надлежащим образом организованы не были.
В итоге пропавший военнослужащий К. был признан пропавшим без вести, его супруге М. выплачиваются причитающиеся выплаты. Соответствующим подразделением военной полиции ведется поиск пропавшего без вести военнослужащего.