К Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия Светлане Могилиной обратился военнослужащий Н., участник СВО, непосредственно принимающий участие в боевых действиях.
Предметом обращения явилось следующее: в настоящее время его несовершеннолетний сын проживает на территории Хакасии с его родственниками, а именно с родным братом военнослужащего.
Ребенок родился в одной из республик бывшего Советского Союза, в которой Н. проживал с женой И. (не имеющего гражданства России). В 2015 году супруга И. выехала за пределы Российской Федерации в государство Израиль «на заработки», в настоящее время проживает в одной из стран Евросоюза. Спустя год сообщила мужу, что намерения возвращаться в Россию у неё нет.
В марте 2022 года супруга И. оформила развод с Н. без его участия.
В мае 2025 года, находясь в очередном отпуске, военнослужащий Н. обратился к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия Светлане Могилиной. В ходе рассмотрения обращения сотрудниками Аппарата Уполномоченного была проведена проверка по результатам которой выяснилось, что мать в воспитании ребенка не участвует, материально не помогает, не общается с ним даже в телефонном режиме, при этом является законным представителем сына военнослужащего Н. и в случае его гибели, заявителя Н, женщина проживающая в государстве входящем в состав стран НАТО будет иметь возможность распоряжаться денежными средствами причитающимся родственникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данный факт беспокоил заявителя Н.
В ходе взаимодействия Уполномоченного с органами опеки, представители органа опеки обратились в суд с исковым заявлением об установлении факта родительского попечения со стороны матери. Учитывая, что отец Н. принимает непосредственное участие в боевых действиях СВО, а местонахождение матери неизвестно суд установил юридический факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним, а органы опеки и попечительства передали право опеки родному брату военнослужащего Н. Решение суда вступило в законную силу. Несовершеннолетний ребенок военнослужащего Н. проживает с родным дядей и его супругой, которые назначены его опекунами.
В этой истории роль Уполномоченного по правам человека заключается в том, что она оперативно скоординировала действия органов опеки и попечительства и органа местного самоуправления в защиту прав и законных интересов участника СВО и несовершеннолетнего.
Заявитель Н. намерен в дальнейшем лишить родительских прав свою бывшую супругу, в виду отсутствия участия матери в жизни своего ребенка продолжительное время. Ситуация будет на контроле у Уполномоченного до разрешения ситуации, так как лишение родительских прав человека, не имеющего гражданства РФ и находящегося в недружественной РФ стране является проблематичным и сложным процессом.
Одна из главных задач государства – поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. Эти вопросы одни из первоочередных в сегодняшней повестке.
Ребенок родился в одной из республик бывшего Советского Союза, в которой Н. проживал с женой И. (не имеющего гражданства России). В 2015 году супруга И. выехала за пределы Российской Федерации в государство Израиль «на заработки», в настоящее время проживает в одной из стран Евросоюза. Спустя год сообщила мужу, что намерения возвращаться в Россию у неё нет.
В марте 2022 года супруга И. оформила развод с Н. без его участия.
В мае 2025 года, находясь в очередном отпуске, военнослужащий Н. обратился к Уполномоченному по правам человека в Республике Хакасия Светлане Могилиной. В ходе рассмотрения обращения сотрудниками Аппарата Уполномоченного была проведена проверка по результатам которой выяснилось, что мать в воспитании ребенка не участвует, материально не помогает, не общается с ним даже в телефонном режиме, при этом является законным представителем сына военнослужащего Н. и в случае его гибели, заявителя Н, женщина проживающая в государстве входящем в состав стран НАТО будет иметь возможность распоряжаться денежными средствами причитающимся родственникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данный факт беспокоил заявителя Н.
В ходе взаимодействия Уполномоченного с органами опеки, представители органа опеки обратились в суд с исковым заявлением об установлении факта родительского попечения со стороны матери. Учитывая, что отец Н. принимает непосредственное участие в боевых действиях СВО, а местонахождение матери неизвестно суд установил юридический факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним, а органы опеки и попечительства передали право опеки родному брату военнослужащего Н. Решение суда вступило в законную силу. Несовершеннолетний ребенок военнослужащего Н. проживает с родным дядей и его супругой, которые назначены его опекунами.
В этой истории роль Уполномоченного по правам человека заключается в том, что она оперативно скоординировала действия органов опеки и попечительства и органа местного самоуправления в защиту прав и законных интересов участника СВО и несовершеннолетнего.
Заявитель Н. намерен в дальнейшем лишить родительских прав свою бывшую супругу, в виду отсутствия участия матери в жизни своего ребенка продолжительное время. Ситуация будет на контроле у Уполномоченного до разрешения ситуации, так как лишение родительских прав человека, не имеющего гражданства РФ и находящегося в недружественной РФ стране является проблематичным и сложным процессом.
Одна из главных задач государства – поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. Эти вопросы одни из первоочередных в сегодняшней повестке.